Десять способов, которые делают меня чуть счастливее каждый день...
И опыт - сын ошибок трудных...
В одной из дипломных работ, выполненных под руководством Волковй М.В. (директор по профессиональным коммуникациям МАН «Интеллект будущего». Кандидат психологических наук. Доцент Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова), было показано, что дети очень боятся ошибок. Начинается это в дошкольном детстве, школа усиливает страх. Наблюдения за своими студентами-младшекурсниками Марина Всеволодовна заметила: ребятам легче промолчать, чем высказать предположение, в котором не уверены, легче не выйти к доске, за кафедру, чем выйти перед всеми, сказать что-то, что может не понравиться преподавателю или вызвать смех аудитории. | |||
Даже самые болтливые, как правило, прочно закрывали рот, когда нужно было подумать и сказать СВОЁ. "Не говори, если не уверен в правильном ответе" - стереотип традиционной системы образования. Волкова М.В. решила на сайте МАН "Интеллект будущего" регулярно выкладывать истории ошибок, которые привели к открытиям, победам, достижениям, премиям: неуспехов, с которых начался успех - в науке, общественной жизни, политике, бизнесе, личных достижениях. Может быть, и вы вместе с детьми найдете свои истории ошибок. Может быть, так, не напрямую, не в лоб, удастся доказать ребятам: ошибаться - можно, а иногда и нужно! |
История первая. А.Флеминг
В 1928 году медик Флеминг, утомленный работой, уехал в небольшой отпуск, оставив в своей бактериологической лаборатории типичный для него беспорядок. А когда вернулся через несколько дней, обнаружил, что в чашке Петри, в которой жила колония стафилококков, из-за антисанитарных условий разрослась какая-то грязь, и стафилококки погибли. То ли чашка была грязная, то ли (существует такая версия) над ней Флеминг поел слегка заплесневевший хлеб, и крошки попали в лабораторное оборудование… Флеминг исследовал разросшуюся грязь. Вещество, которое он выделил, оказалось нетоксичным для животных, но способным убивать патогенные микроорганизмы. Флеминг назвал это вещество пенициллином. Открытие пенициллина, а затем и других антибиотиков произвело настоящую революцию в лечении инфекционных заболеваний, которые представляли ранее смертельную опасность. Некоторые называют это открытие самым важным открытием тысячелетия.
Александр Флеминг - лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1945), возведен в рыцарское достоинство (1944), профессор микробиологии Лондонского университета (1928-1946), ректор Эдинбургского университета (1951 – 1954).
Его именем названы музеи и институты, площадь в Праге, кратер на Луне. Благодарные матадоры, спасенные пенициллином, воздвигли статую Флеминга рядом с главной ареной в Мадриде, Пласа-де-Торос-де-Лас-Вентас. Он изображен на купюре 5 фунтов стерлингов.
Когда я проснулся на рассвете 28 сентября 1928 года, я, конечно, не планировал революцию в медицине своим открытием первого в мире антибиотика или бактерии-убийцы… Но я полагаю, что именно это я и сделал».
Счастье глазами педагога в начале XХI века
Т.Р. Тищенко
МОУ гимназия №87
г. Краснодар Краснодарский край
Есть интересная книга Хелен Расселл
"Атлас счастья". Автор книги предприняла попытку передать читателю
секреты благополучия и гармонии 33 стран мира. Используя опыт Хелен, можно
увидеть, как национальный менталитет меняет внутреннее наполнение слова
"счастье". В этой книге нет главы о счастье в России. Но, мы то с
вами знаем, что нам не чуждо это понятие.
Так что же такое счастье по-русски? Если
разбирать историю происхождения нашего слова счастье, то мы узнаем, что оно имело приставку съ- и корень
-часть-. Дословно это означает - хорошая часть [1]. Обратимся к словарям
великих русских филологов. Владимир Иванович Даль писал о счастье, как о судьбе, доле, части и участи, желанной случайности, "спорине
в деле, не по расчёту", благоденствии, благополучии, земном блаженстве,
удаче, везении [2]. В словаре Дмитрия Николаевича Ушакова понятие счастье - это: 1. "Состояние
довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения
жизнью", 2. "Успех, удача (преимущ. случайная)", 3. "Участь,
доля, судьба (простореч., обл.)", 4. "Им. п. счастье употр. также как
сказуемое главного предложения в знач. очень хорошо, крайне приятно (разг.)
[3]. В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово счастье имеет уже два значения:
"1.
Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 2. Успех, удача" [4].
Все философские размышления о счастье русскими писателями заканчиваются началом
ХХ века. Более современного определения счастья
я найти не смогла. А ведь мир изменился и мировоззрение современного общества
тоже. Я возьму на себя смелость высказать свою субъективную точку зрения о счастье как педагог-современник.
На мой
взгляд, во всех определениях не хватает причастности человека, его действия на
пути к счастью. Я согласна, что бывают минуты счастья неожиданного
непрогнозируемого никак не связанного с действиями субъекта, которые мы может
истолковывать как удачу. Но вот успех и радость полноты жизни мы можем ощутить
только благодаря своим действиям, своему усердному труду, преодолевая
препятствия на пути к цели.
Что даёт
ощущение счастья в обучении? Это
лавирование на стыке знания и незнания, это работа в зоне ближайшего развития,
это ощущение принятия первичных для нас знаний и их грамотное применение и,
конечно же, похвала за успех от наставника, близкого человека, сверстника. При
этом неважно взрослый ты или ребёнок. Значит путь к счастью в обучении - это
преодоление трудностей, работа над собой, целеустремленность, жажда знаний. И
от того, насколько наш уровень притязаний и результат совпадут, и будет
зависеть наше "состояние полного, высшего удовлетворения"[4]. А если
мы получим ещё и признание, то это ощущение самодостаточности, успешности усилит
или продлит наше чувство. Значит, наилучший продукт образования мы получим у
счастливых учеников, хотя не все они будут круглыми отличниками, академиками,
политическими деятелями, но все они станут частью нашего общества.
Конечно же, счастливым ученика не может
сделать несчастный педагог. Следовательно, первичным в образовании должно быть
счастье наставника. Монотонный ежедневный труд из-за дня в день сделать учителя
счастливым не сможет. Учитель должен иметь время на самообразование, средства
на реализацию проектов и огромное желание научить учиться других, научить получать
от обучения радость. Три составляющие: время, средства и призвание могут сделать
его счастливым. Они могут подарить педагогу свободу действий, вдохновение, желание
выдумывать, ставить новые цели, воплощать идеи, творить.
Мне
очень хочется жить в счастливой стране,
среди счастливых коллег, счастливых учеников и родителей. Нам только надо
каждому начать с себя: осознать, что без труда, усердия, цели, стремления к
идеалу мы не получим заветного счастья. Постоянной работой над собой, стремлением
двигаться вперед, приобщением к труду других, своим личным примером мы можем
создать успешную среду для развития счастливого общества счастливой России.
Я так
и не смогла для себя сформулировать, что же такое счастье, оно очень многогранно, но мне кажется, что я знаю, как к
нему идти.
Использованные
интернет - источники:
1.
https://lexicography.online/etymology/%D1%81/%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%D0%B5
2.
https://www.slovardalja.net/word.php?wordid=39717
3.
https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=75807
4. https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=31210.
Домашнее задание на лето
Ещё в 2015 году итальянский учитель Чезаре Ката придумал необычное домашнее задание на лето своим ученикам.
- Гуляйте по утрам вдоль берега моря в полном одиночестве, смотрите на блики солнца на воде и думайте о том, что делает вас счастливыми.
- Старайтесь использовать новые слова, которые мы выучили в этом году. Чем больше вы сможете сказать, тем интереснее вы сможете думать, а чем больше у вас будет мыслей, тем свободнее вы будете.
- Читайте! Много, сколько сможете. Но не потому, что вы обязаны это делать. Читайте, потому что лето вдохновляет на мечты и приключения, а чтение — это как полет. Читайте, потому что это лучшая форма бунта (за советом, что именно читать, приходите ко мне).
- Избегайте всего, что приносит вам негатив и ощущение пустоты (вещей, ситуаций и людей). Ищите вдохновения и друзей, которые вас обогащают, которые понимают вас и ценят такими, какие вы есть.
- Если вы чувствуете грусть и страх, не волнуйтесь: лето, как и любая другая прекрасная вещь в жизни, может привести душу в смятение. Ведите дневник, описывайте то, как чувствуете себя (а в сентябре, если захотите, мы это вместе почитаем).
- Танцуйте и не стесняйтесь ничего. Везде, где угодно: хоть на танцполе, хоть в своей комнате в одиночестве. Лето — это танец, и глупо не принимать в этом участия.
- Хотя бы один раз сходите встретить рассвет. Стойте молча и глубоко дышите. Закройте глаза и почувствуйте благодарность.
- Очень много занимайтесь спортом.
- Если вы встретили кого-то, кто вам очень понравился, скажите это ей или ему так красиво и убедительно, как только сможете. Не бойтесь быть непонятым. Если ничего не выйдет — значит, не судьба, а если вас поймут и ответят, то лето-2015 вы проведете вместе, и это будет золотым временем. (В случае неудачи возвращайтесь к пункту 8).
- Перечитайте конспекты наших уроков: сравните все то, о чем мы читали, с тем, что происходит в вашей жизни.
- Будьте такими же счастливыми, как солнечный свет, и такими же свободными и неприручаемыми, как море.
- Пожалуйста, не ругайтесь. Будьте вежливыми и добрыми.
- Смотрите хорошие фильмы с глубокими эмоциональными диалогами (если можете, по-английски), чтобы одновременно улучшить свой английский и развить способность чувствовать и мечтать. Пусть кино не заканчивается для вас вместе с финальными титрами, проживайте его снова и снова, включайте его в опыт этого лета.
- Лето — это магия. В искрящемся солнечном свете утра и жаркими летними вечерами мечтайте о том, какой может и должна быть жизнь. Сделайте все от вас зависящее, чтобы никогда не сдаваться на пути к мечте.
- Будьте хорошими.
ТЕСТ «ДЕРЕВО»
(АВТОР Д. ЛАМПЕН, В АДАПТАЦИИ Л.П. ПОНОМАРЕНКО)
Содержание методики:
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета:
дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает
лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но без нумерации
фигурок).
Не рекомендуется предлагать учащимся сразу подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор. (когда берешь у ребёнка лист с выполненным заданием, скажи ему: «подпиши»).
Инструкция:
«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним
множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают
различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка,
который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше
положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его
достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и
разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели
бы находиться».
Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить
позиции двух человечков.
В этом случае не следует ограничивать их выбор, но
необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой
во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно
информативным.
Интерпретация результатов:
Интерпретация результатов выполнения проективной методики
«Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с
положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение,
есть ли между ними различия.
Интерпретация разработана с учетом опыта практического
применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением
учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.
Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.
Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда
понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а
склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.
Методика может использоваться и с более младшими детьми:
Благодаря тесту можно понять уровень самооценки ребенка,
выявить причины проблем в общении и понять, насколько адекватно малыш
воспринимает себя в обществе.
Предложите ребенку рассмотреть картинку. На ней 21 человечек
и дерево. У каждого свое занятие, все находятся в разных местах, у них
определенное настроение.
Затем попросите раскрасить картинку. Коричневым карандашом —
ствол и ветки. За это время ребенок успеет рассмотреть всех человечков получше.
Затем пусть красным карандашом ребенок раскрасит человечка,
который напоминает ему самого себя, собственное настроение и положение в школе
или среди друзей. А зеленым — того человечка, которым хотелось бы быть и на
чьем месте хочется оказаться.
Оцените, с положением какого человечка ребенок отождествляет
свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Ключ к тесту
№ 1, 3, 6, 7 — установка на преодоление препятствий
№ 2, 11, 12, 18, 19 — настрой на общительность, дружескую
поддержку
№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не
преодолевая трудностей)
№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил,
застенчивость
№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя
№ 9 — мотивация на развлечения
№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация
№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность
№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть»
№ 16 — дети не всегда понимают как позицию человечка,
который несет на себе человечка № 17 — они склонны видеть в ней человека,
поддерживаемого и обнимаемого другим
№ 17 — неспособность самостоятельно справиться с
возникающими проблемами
№ 20 — завышенная самооценка и установка на лидерство
Источник: Л.П. Пономаренко. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. — Одесса: Астра-Принт, 1999.