Моим коллегам

Десять способов, которые делают меня чуть счастливее каждый день...


Ежедневная суета и многочасовая загруженность лишают нас времени думать о себе, о своём внутреннем мире, физическом здоровье, душевном равновесии. А ведь чтобы нести радость и свет ученикам, мы должны сами его излучать, мы должными сами быть счастливыми. 

Важно иногда остановиться и посвятить себе минуту другую, а может быть и час "счастья". Я уверена, что у каждого есть свои способы порадовать себя. Не поленитесь, составьте свой список простых радостей жизни и в минуты физического или эмоционального напряжения обращайтесь к нему. Наполняйте внутренние сосуды эмоций позитивной энергетикой и любой трудный день обязательно станет легче!

Мои способы радоваться жизни

1. Посидеть в тишине на свежем воздухе с закрытыми глазами, послушать звуки природы, ощутить движение воздуха;
2. Покорчить себе в зеркало рожицы и улыбнуться самой себе;
3. Вспомнить тёплые моменты дня: чью-нибудь улыбку, комплимент, солнечное утро, вкусный кофе...;
4. Лечь пораньше спать, выспаться;
5. Покататься на качелях, потанцевать, попрыгать, пробежать, сделать зарядку;
6. Прогуляться по парку, по набережной, по магазинам;
7. Послушать музыку своего настроения;
8. Научиться чему-то новому: выучить новое слово, почитать книгу, послушать лекцию, посмотреть научно-популярный фильм;
9. Представить себе прекрасное завтра, наметить план на будущее, помечтать;
10. Навести порядок, выкинуть хлам, встретиться с друзьми.

Будьте счатливыми!




И опыт - сын ошибок трудных...






  В одной из дипломных работ, выполненных под руководством Волковй М.В. (директор по профессиональным коммуникациям МАН «Интеллект будущего». Кандидат психологических наук. Доцент Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова), было показано, что дети очень боятся ошибок. Начинается это в дошкольном детстве, школа усиливает страх. Наблюдения за своими студентами-младшекурсниками Марина Всеволодовна заметила: ребятам легче промолчать, чем высказать предположение, в котором не уверены, легче не выйти к доске, за кафедру, чем выйти перед всеми, сказать что-то, что может не понравиться преподавателю или вызвать смех аудитории. 

Даже самые болтливые, как правило, прочно закрывали рот, когда нужно было подумать и сказать СВОЁ. "Не говори, если не уверен в правильном ответе" -  стереотип традиционной системы образования. 

  Волкова М.В. решила на сайте МАН "Интеллект будущего" регулярно выкладывать истории ошибок, которые привели к открытиям, победам, достижениям, премиям: неуспехов, с которых начался успех - в науке, общественной жизни, политике, бизнесе, личных достижениях.  

  Может быть, и вы вместе с детьми найдете свои истории ошибок. Может быть, так, не напрямую, не в лоб, удастся доказать ребятам: ошибаться - можно, а иногда и нужно!



История первая. А.Флеминг

 
  С детства Александр Флеминг был крайне неаккуратным. Принесенные с улицы и засушенные насекомые, листья, камни, другие «экспонаты» были разбросаны по всему дому. Не только вещи, но и интересы были весьма разбросанными: от хирургии до стрельбы.

  В 1928 году медик Флеминг, утомленный работой, уехал в небольшой отпуск, оставив в своей бактериологической лаборатории типичный для него беспорядок. А когда вернулся через несколько дней, обнаружил, что в чашке Петри, в которой жила колония стафилококков, из-за антисанитарных условий разрослась какая-то грязь, и стафилококки погибли. То ли чашка была грязная, то ли (существует такая версия) над ней Флеминг поел слегка заплесневевший хлеб, и крошки попали в лабораторное оборудование… Флеминг исследовал разросшуюся грязь. Вещество, которое он выделил, оказалось нетоксичным для животных, но способным убивать патогенные микроорганизмы. Флеминг назвал это вещество пенициллином. Открытие пенициллина, а затем и других антибиотиков произвело настоящую революцию в лечении инфекционных заболеваний, которые представляли ранее смертельную опасность. Некоторые называют это открытие самым важным открытием тысячелетия.

  Александр Флеминг -  лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1945), возведен в рыцарское достоинство (1944), профессор микробиологии Лондонского университета (1928-1946),  ректор Эдинбургского университета (1951 – 1954).

  Его именем названы музеи и институты, площадь в Праге, кратер на Луне. Благодарные матадоры, спасенные пенициллином, воздвигли статую Флеминга рядом с главной ареной в Мадриде, Пласа-де-Торос-де-Лас-Вентас. Он изображен на купюре 5 фунтов стерлингов.

  Когда я проснулся на рассвете 28 сентября 1928 года, я, конечно, не планировал революцию в медицине своим открытием первого в мире антибиотика или бактерии-убийцы… Но я полагаю, что именно это я и сделал».





Счастье глазами педагога в начале XХI века

Т.Р. Тищенко
МОУ гимназия №87 г. Краснодар Краснодарский край

 

  Есть интересная книга Хелен Расселл "Атлас счастья". Автор книги предприняла попытку передать читателю секреты благополучия и гармонии 33 стран мира. Используя опыт Хелен, можно увидеть, как национальный менталитет меняет внутреннее наполнение слова "счастье". В этой книге нет главы о счастье в России. Но, мы то с вами знаем, что нам не чуждо это понятие.  

  Так что же такое счастье по-русски? Если разбирать историю происхождения нашего слова счастье, то мы узнаем, что оно имело приставку съ- и корень -часть-. Дословно это означает - хорошая часть [1]. Обратимся к словарям великих русских филологов. Владимир Иванович Даль писал о счастье, как о судьбе, доле, части и участи, желанной случайности, "спорине в деле, не по расчёту", благоденствии, благополучии, земном блаженстве, удаче, везении [2]. В словаре Дмитрия Николаевича Ушакова понятие счастье - это: 1. "Состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью", 2. "Успех, удача (преимущ. случайная)", 3. "Участь, доля, судьба (простореч., обл.)", 4. "Им. п. счастье употр. также как сказуемое главного предложения в знач. очень хорошо, крайне приятно (разг.) [3]. В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово счастье имеет уже два значения: "1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 2. Успех, удача" [4]. Все философские размышления о счастье русскими писателями заканчиваются началом ХХ века. Более современного определения счастья я найти не смогла. А ведь мир изменился и мировоззрение современного общества тоже. Я возьму на себя смелость высказать свою субъективную точку зрения о счастье как педагог-современник.

   На мой взгляд, во всех определениях не хватает причастности человека, его действия на пути к счастью. Я согласна, что бывают минуты счастья неожиданного непрогнозируемого никак не связанного с действиями субъекта, которые мы может истолковывать как удачу. Но вот успех и радость полноты жизни мы можем ощутить только благодаря своим действиям, своему усердному труду, преодолевая препятствия на пути к цели.

   Что даёт ощущение счастья в обучении? Это лавирование на стыке знания и незнания, это работа в зоне ближайшего развития, это ощущение принятия первичных для нас знаний и их грамотное применение и, конечно же, похвала за успех от наставника, близкого человека, сверстника. При этом неважно взрослый ты или ребёнок. Значит путь к счастью в обучении - это преодоление трудностей, работа над собой, целеустремленность, жажда знаний. И от того, насколько наш уровень притязаний и результат совпадут, и будет зависеть наше "состояние полного, высшего удовлетворения"[4]. А если мы получим ещё и признание, то это ощущение самодостаточности, успешности усилит или продлит наше чувство. Значит, наилучший продукт образования мы получим у счастливых учеников, хотя не все они будут круглыми отличниками, академиками, политическими деятелями, но все они станут частью нашего общества.

   Конечно же, счастливым ученика не может сделать несчастный педагог. Следовательно, первичным в образовании должно быть счастье наставника. Монотонный ежедневный труд из-за дня в день сделать учителя счастливым не сможет. Учитель должен иметь время на самообразование, средства на реализацию проектов и огромное желание научить учиться других, научить получать от обучения радость. Три составляющие: время, средства и призвание могут сделать его счастливым. Они могут подарить педагогу свободу действий, вдохновение, желание выдумывать, ставить новые цели, воплощать идеи, творить.

   Мне очень хочется жить в счастливой  стране, среди счастливых коллег, счастливых учеников и родителей. Нам только надо каждому начать с себя: осознать, что без труда, усердия, цели, стремления к идеалу мы не получим заветного счастья. Постоянной работой над собой, стремлением двигаться вперед, приобщением к труду других, своим личным примером мы можем создать успешную среду для развития счастливого общества счастливой России.

   Я так и не смогла для себя сформулировать, что же такое счастье, оно очень многогранно, но мне кажется, что я знаю, как к нему идти.

 

Использованные интернет - источники:

1. https://lexicography.online/etymology/%D1%81/%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%D0%B5

2. https://www.slovardalja.net/word.php?wordid=39717

3. https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=75807

4. https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=31210.


Домашнее задание на лето

  Ещё в 2015 году итальянский учитель Чезаре Ката придумал необычное домашнее задание на лето своим ученикам.  

  1. Гуляйте по утрам вдоль берега моря в полном одиночестве, смотрите на блики солнца на воде и думайте о том, что делает вас счастливыми.
  2. Старайтесь использовать новые слова, которые мы выучили в этом году. Чем больше вы сможете сказать, тем интереснее вы сможете думать, а чем больше у вас будет мыслей, тем свободнее вы будете.
  3. Читайте! Много, сколько сможете. Но не потому, что вы обязаны это делать. Читайте, потому что лето вдохновляет на мечты и приключения, а чтение — это как полет. Читайте, потому что это лучшая форма бунта (за советом, что именно читать, приходите ко мне).
  4. Избегайте всего, что приносит вам негатив и ощущение пустоты (вещей, ситуаций и людей). Ищите вдохновения и друзей, которые вас обогащают, которые понимают вас и ценят такими, какие вы есть.
  5. Если вы чувствуете грусть и страх, не волнуйтесь: лето, как и любая другая прекрасная вещь в жизни, может привести душу в смятение. Ведите дневник, описывайте то, как чувствуете себя (а в сентябре, если захотите, мы это вместе почитаем).
  6. Танцуйте и не стесняйтесь ничего. Везде, где угодно: хоть на танцполе, хоть в своей комнате в одиночестве. Лето — это танец, и глупо не принимать в этом участия.
  7. Хотя бы один раз сходите встретить рассвет. Стойте молча и глубоко дышите. Закройте глаза и почувствуйте благодарность.
  8. Очень много занимайтесь спортом.
  9. Если вы встретили кого-то, кто вам очень понравился, скажите это ей или ему так красиво и убедительно, как только сможете. Не бойтесь быть непонятым. Если ничего не выйдет — значит, не судьба, а если вас поймут и ответят, то лето-2015 вы проведете вместе, и это будет золотым временем. (В случае неудачи возвращайтесь к пункту 8).
  10. Перечитайте конспекты наших уроков: сравните все то, о чем мы читали, с тем, что происходит в вашей жизни.
  11. Будьте такими же счастливыми, как солнечный свет, и такими же свободными и неприручаемыми, как море.
  12. Пожалуйста, не ругайтесь. Будьте вежливыми и добрыми.
  13. Смотрите хорошие фильмы с глубокими эмоциональными диалогами (если можете, по-английски), чтобы одновременно улучшить свой английский и развить способность чувствовать и мечтать. Пусть кино не заканчивается для вас вместе с финальными титрами, проживайте его снова и снова, включайте его в опыт этого лета.
  14. Лето — это магия. В искрящемся солнечном свете утра и жаркими летними вечерами мечтайте о том, какой может и должна быть жизнь. Сделайте все от вас зависящее, чтобы никогда не сдаваться на пути к мечте.
  15. Будьте хорошими.
Думаю, что такое задание будет полезно не только школьникам, но их педагогам и родителям. А какое задание добавили бы Вы?






   
Для всех учителей 
УРОК.РФ — педагогическое сообщество, предназначенное для работников школьного, дошкольного и дополнительного образования, а также для всех специалистов, занимающихся образовательной и воспитательной деятельностью. 
ФИПИ — сайт Федерального института педагогических измерений, на котором уже размещены демоверсии  ОГЭ и  ЕГЭ 2019 г. и опубликованы открытые банки заданий ГИА.
1сентября.рф — известный издательский дом предлагает учителям более десятка уникальных проектов: фестиваль методических разработок, конкурсы, курсы повышения квалификации, вебинары, онлайн-выставки. 
school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
ict.edu.ru — федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».
pedsovet.org — всероссийский интернет-педсовет. Фоксфорд.ру — возможность пройти бесплатное дистанционное обучение у экспертов МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны.  
interneturok.ru — открытые уроки по всем предметам школьной программы, содержат тесты, тренажеры и конспекты. Учитель найдет готовые материалы для урока, может послушать видеолекции по детской психологии. 
Youtube-канал Drofapublishing — архив вебинаров авторов учебников, ученых, преподавателей, учителей-практиков, открытые уроки, интервью с ведущими специалистами. 
Lecta — доступ к электронным учебникам «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ». 
Canva — онлайн-сервис по созданию диаграмм и графиков самостоятельно или на основе готовых шаблонов.  
Дошкольное образование 
ДЕТсад — сайт для детей и взрослых. Детский портал «Солнышко» — познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов.  Раздети —  познавательный сайт для детей и взрослых с обучающими уроками. 
Маам —  международный образовательный портал.
«Наша сеть» —  социальная сеть работников образования.
«Дошколенок.ру» —  сайт для воспитателей детских садов.
Начальная школа 
Учебно-методический кабинет — методические разработки, блоги, конкурсы, сценарии для внеклассной работы. 
Открытый класс — рабочие материалы по УМК «Начальная школа XXI века». 
Занков.ru — официальный сайт системы развивающего обучения Л. В. Занкова.
 Русский язык и литература 
Грамота.ру — справочный материал по всем разделам русской грамматики, десятки словарей, познавательные статьи о языке, учебные диктанты. 
Культура письменной речи — учебно-справочный, нормативный и методический материал по русскому языку, а также собрание типичных ошибок. 
Правила русского языка — справочный сайт, на котором собраны грамматические правила.
TextoLogia.ru — интернет-журнал, созданный с целью привить интерес к русскому языку, литературе, языкознанию. Исторические вопросы, интересные факты, популярные статьи, справочная служба. 
Учимся читать, думать, писать сочинения — методические рекомендации по подготовке к сочинению с помощью серии тетрадей издательства «ДРОФА». 
Иностранные языки 
EnglishTips.org — огромное количество материалов для изучения и преподавания английского языка. 
Native-english.ru — грамматика английского языка, интерактивные тесты, игры, идиомы, тексты песен. 
Словари «Дрофы» — словари русского, английского, немецкого, французского, итальянского и испанского языков. Более 200 000 словарных статей. 
Goethe Institut — официальный сайт Института Гёте, который содержит информацию как для педагогов, так и для учеников: образцы упражнений, тренировочные тесты для подготовки к экзаменам международного уровня, страноведческую информацию, игры, методические советы. 
История, обществознание, право
Антропогенез.ру — собрание информации о последних результатах научных исследований в области антропосоциогенеза. 
Эксперт.ру — сайт журнала, аналитического издания по актуальным вопросам социально-экономического, политического и культурного развития нашей страны. 
historic.ru — онлайн-библиотека, охватывающая весь период истории человечества от первобытной эпохи до Новейшего времени, материалы по методологии истории, энциклопедии, книги и статьи, исторические карты.
Атлас+ — бесплатное интерактивное приложение, расширяющие возможности обычного атласа, поможет научить школьников работать с картой. 
География 
Российское географическое общество — информация о структуре, составе, экспедициях, научной и просветительской деятельности Российского географического общества.
Practical Science — возможность построения карт по статистическим данным, а также наглядные материалы по экологии. 
«Вокруг света» — сайт популярного журнала о путешествиях, приключениях, открытиях. 
Атлас+ — бесплатное интерактивное приложение, расширяющие возможности обычного атласа, поможет научить школьников работать с картой. 
Математика 
Московский центр непрерывного математического образования и его интернет-библиотека — эти сайты работают с целью сохранения и развития традиций математического образования, поддержки различных форм внеклассной работы со школьниками (кружков, олимпиад, турниров и т. д.), методической помощи руководителям кружков и преподавателям классов с углубленным изучением математики.  
Etudes.ru — на сайте представлены этюды, выполненные с использованием современной компьютерной 3D-графики, рассказывающие о математике и её приложениях. 
Geogebra — приложение с открытым исходным кодом, специально разработанное как средство изучения и обучения геометрии и алгебре. 
Линия УМК Муравиных — дидактические материалы и авторские рекомендации по работе с учебниками. 
Информатика 
Klyaks@net — информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ, в том числе материалы для подготовки к ЕГЭ.
Сообщество учителей информатики — коллективный блог о компьютерах и методике. 
Естествознание 
Элементы — научно-популярные лекции, мастер-классы, плакаты, блоги ученых, библиотека, решение научных задач. 
Постнаука.ру — собрание видеолекций и текстов, списков книг по всем отраслям научного знания, представленных авторитетными специалистами в своих областях научных исследований. 
Физика 
Наука и техника: электронная библиотека — подборка научно-популярных публикаций.  
convert-me.com — интерактивный калькулятор измерений. Перевод различных единиц измерения из одной системы в другую: вес и масса, объем и вместимость, длина и расстояние. 
physics.nad.ru — анимации физических процессов. Трехмерные анимации и визуализации по физике сопровождаются теоретическими объяснениями.
Задачник «Кванта» — архив задач по физике, опубликованных в журнале «Квант» с 1970 по 1999 год. Решения задач приводятся отдельно по номерам.
Виртуальный музей космонавтики — российская космонавтика в фотографиях, схемах и объемных моделях космических аппаратов и стартовых комплексов.  
Биология 
Биомолекула — научно-популярный сайт, посвящённый молекулярным основам современной биологии и практическим применениям научных достижений в медицине и биотехнологии. 
Biodat — справочно-информационный ресурс по биологии и экологии, а также система совместной работы, позволяющая в интерактивном режиме разместить результаты своих исследований и наблюдений. 
Коллекции Дарвиновского музея — детальная информация об экспонатах крупнейшего биологического музея. 
Проект «Вся биология» — научно-образовательный проект, посвященный биологии и родственным наукам. 
Химия 
Журнал «Химия и химики» — научно-популярный электронный журнал, выпускаемый с 2008 г. Наиболее интересны разделы, содержащий видеоопыты по химии, описание рабочего места химика-профессионала.
Справочник химика — краткая химическая энциклопедия, периодическая таблица и свойства химических элементов, свойства драгоценных минералов.
Школьные олимпиады по химии — Московская городская олимпиада по химии. Задания, решения, результаты с 2002 г. по настоящее время.
Искусство и музыка
Google Arts & Culture — коллекции искусства со всего света и исторические события, повлиявшие на мировую культуру. 
ProstoyKarandash — видеоуроки рисования в различных стилях. 
Музыкальная фантазия — тематические аудиосборники, разработки уроков, караоке детских песен, музыкальные мультфильмы и ноты. 
ОБЖ 
ОБЖ.рф — все, что нужно учителю основ безопасности жизнедеятельности: методические разработки, статьи и справочники, видеоуроки, конкурсы.  Культура безопасности жизнедеятельности — проект МЧС России о поведении в чрезвычайных ситуациях, оказании доврачебной помощи: мультимедийные материалы, тесты, методические рекомендации. 
Nukemap — на карте можно наглядно показать зоны поражения в случае ядерного удара в любую точку планеты.





ТЕСТ «ДЕРЕВО»  

(АВТОР Д. ЛАМПЕН, В АДАПТАЦИИ Л.П. ПОНОМАРЕНКО)

 

Содержание методики:

 Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но без нумерации фигурок).

  Не рекомендуется предлагать учащимся сразу подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор. (когда берешь у ребёнка лист с выполненным заданием, скажи ему: «подпиши»).


Инструкция:

  «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков.

В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

Интерпретация результатов:

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

Методика может использоваться и с более младшими детьми:

Благодаря тесту можно понять уровень самооценки ребенка, выявить причины проблем в общении и понять, насколько адекватно малыш воспринимает себя в обществе.

Предложите ребенку рассмотреть картинку. На ней 21 человечек и дерево. У каждого свое занятие, все находятся в разных местах, у них определенное настроение.

Затем попросите раскрасить картинку. Коричневым карандашом — ствол и ветки. За это время ребенок успеет рассмотреть всех человечков получше.

Затем пусть красным карандашом ребенок раскрасит человечка, который напоминает ему самого себя, собственное настроение и положение в школе или среди друзей. А зеленым — того человечка, которым хотелось бы быть и на чьем месте хочется оказаться.

Оцените, с положением какого человечка ребенок отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

 

Ключ к тесту

№ 1, 3, 6, 7 — установка на преодоление препятствий

№ 2, 11, 12, 18, 19 — настрой на общительность, дружескую поддержку

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудностей)

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя

№ 9 — мотивация на развлечения

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть»

№ 16 — дети не всегда понимают как позицию человечка, который несет на себе человечка № 17 — они склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим

№ 17 — неспособность самостоятельно справиться с возникающими проблемами

№ 20 — завышенная самооценка и установка на лидерство

Источник: Л.П. Пономаренко. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. — Одесса: Астра-Принт, 1999.