Для самых любознательных

Памятка юному исследователю

    

Всем известно, что новые знания можно получать в готовом виде, а можно добывать самостоятельно.

    

 

Как выбрать тему исследования

 

      Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует больше других. Если не сможешь сразу понять, о чём хотелось бы узнать побольше, попробуй задать себе следующие вопросы:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (матема­тикой или поэзией, астрономией, историей или чем­-то другим).

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в шко­ле?

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать бо­лее глубоко?

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, спроси родителей, поговори об этом с одноклассни­ками. Может быть, кто-то подскажет тебе интерес­ную идею. 

Какими могут быть темы исследования?

Все возможные темы можно условно объединить в три группы:

        фантастические - о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

        экспериментальные - предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

 

Цель исследования

Определить цель исследования, значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим. 

Задачи

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения; а задачи описывают основные шаги.

 

Гипотеза

Гипотеза

 

Организация и методика исследования

 

Для того чтобы составить план, надо ответить на воп­рос: «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Поэтому надо определить, какие ин­струменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку.

1. Подумать самостоятельно

С этого лучше всего начинать любую исследователь­скую работу. Можно задать себе вопросы:

Что я знаю по теме исследования?

Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?

Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме

исследования?

2. Прочитать книги о том, что исследуешь.

Если то, что ты исследуешь, подробно описано в из­вестных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто.

Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.

3. Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме.

Научные, научно-популярные и художественные фильмы – настоящий   клад для исследователя. Не забудь об этом источнике!

4. Найти информацию в глобальных компьютер­ных сетях, например, в сети Интернет.

Ни один ученый не работает без компьютера - вер­ного помощника современного исследователя. По­пробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет.

5. Понаблюдать.

Интересный и доступный способ добычи новых зна­ний - наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзор­ные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, при­боры ночного видения. Есть приборы и аппараты, уси­ливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, ког­да проводишь исследование.

 7. Провести эксперимент.

Слово «эксперимент» происходит от латинского познания в большинстве наук. Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. Пос­ле этого стоит посоветоваться со взрослых, которые могут дать тебе полезные со­веты по поводу проведения эксперимента.

Проведи свой эксперимент, а затем опиши его результаты.

 

Подготовка к защите исследования

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты, теперь нужно кратко изложить на бумаге самое глав­ное и рассказать об этом людям. 

Как это сделать?

1. Дать определения основным понятиям.

Понятия

Су­ществуют приемы, которые помогут тебе определить понятия, использованные в твоем исследовании.

Описание

Описать объект - означает ответить на вопросы: что это такое? чем это отличается от других объектов? чем это похоже на другие объекты? Характеристика предмета или явления предпола­гает перечисление лишь некоторых внутренних, су­щественных свойств предмета, а не только его внеш­него вида, как это делается с помощью описания.

Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, ил­люстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Например, игрушки - это куклы, ма­шинки. кубики, мячи и т.п.; полезные ископаемые­ – это   уголь, нефть. газ и т.п.

2. Классифицировать основные предметы, про­цессы, явления и события.

Классификацией называют деление предметов и яв­лений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объек­ты на группы, чтобы их упорядочить и придает нашему мышлению строгость и точность.

3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

Парадоксом называют утверждение, резко расходя­щееся с общепринятыми мнениями или наблюдени­ями. Слово «парадокс» возникло от греческого «paradoxos» (неожиданный, странный, невероятный)

4. Ранжировать основные  идеи.

Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности; то есть определять, какая идея самая главная; какая занимает по значимости вто­рое место, какая - третье и т.д.

Умение отделять главные идеи, от второстепенных – важнейшая особенность ума.

5. Предложить сравнения и метафоры.

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.

6. Выработать суждения и сделать умозаключения.

Суждение

7. Сделать выводы.

Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел итогов.

8. Указать возможные пути дальнейшего изуче­ния явления, которое ты исследовал

Для настоящего творца завершение одной работы ­это не просто окончание исследования, это начало следующей работы. Обязательно надо от­метить,  что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше

9. Подготовить текст доклада (презентацию).

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследова­тельской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким и его лучше всего составить по такой схеме:

1) почему избрана эта тема;

2) какой была цель исследования;

3) какие ставились задачи;

4) какие гипотезы проверялись;

5) какие использовались методы и средства исследования;

6) каким был план исследования;

7) какие результаты были получены;

8) какие выводы сделаны по итогам исследования;

9) что можно исследовать в дальнейшем в этом на­правлении.

3апиши текст доклада.




Занимательные задания по русскому языку для 1-2 класса


Замени одну букву так, чтобы получилось правильное слово. 

РУЧКА (водоём) -

ЩЕКА (хищная рыба) -

КОРОВА (на голове у короля) -

ЛЕС (царь зверей) -

МОШКА (маленький зверёк) -

Определи слово. 

СТ _ _  (на нём сидят) 
СТ _ _ (за ним едят) 
СТ _ _ (много сена) 
СТ _ _  (его издают, когда больно) 
СТ _ _ _ (сигнал к началу спортивных соревнований) 

Доскажи словечко. 

Делу - время, потехе - …

Без труда, не вытащишь и рыбку из …

Семь раз отмерь, один раз - …

Не имей сто рублей, а имей сто …

Тише едешь, дальше …

«Долг платежом красен» - это пословица о том, что: 

А. Надо всегда платить деньги, если ты взял у кого-нибудь в долг. 

Б. Надо делать для людей такие же поступки, какие они делают для тебя. 

В. Если берёшь в долг, надо записывать, кому ты должен. 

Экономный – это значит: 
А. Бережливый 

Б. Щедрый 

В. Жадный 
Разгадай ребусы.

Рас 100 яние, 100 лб, 100 лица,  ак 3 са, Р 1а,  по 2 л, ла 100 чка, 100 л 

Слово, которое состоит из 3 слогов, а указывает на 7 дней. 

______________

Вместо точек, вставь нужные слова. 

Участок зелени, где растут овощи, называется …

Участок земли, где растут … , называется садом. 

Клумба – это участок земли, на котором растут …. 

Дом, в котором учатся дети, называется ….

Дежурный – это человек, который ….

Врач – это …, который ….

Найди общее начало для всех слов.

 …ход, …ловник, …дкова, …вар, …дарок.

Закончи фразы. 

Хитрый как ______________________.

Трусливый как __________________. 

Колючий как _____________________.

Упрямый как_______________________. 

Подбери слова с противоположным значением. 

Мягкий - _____________,

высоко - ___________________,

широкая -____________. 


К словам в левом столбике подберите близкие по значению из правого.

алфавит                           аккуратный 
огонь                               алый 
чистый                            скакать 
прыгать                          азбука 
бросать                           пламя 
красный                          кидать

Составь «лесенку» слов на букву М, чтобы каждое последующее слово было на одну букву больше предыдущего. 

М_ _
М _ _ _

М _ _ _ _

М _ _ _ _ _

Подчеркни лишнее слово. 
Машина, шина, крыша, малыши. 

Составь из слогов слова: 
га но  -
ло мо ко -
па ла -
ши на ма -

Какая буква лишняя.

Ё, А, Ю, Я

Найди гласные буквы. 
Клубок, мяч, белка, сосиска, весна 

Вставь букву. 

Мал_ ш,  мыш _,  вен_ к,  зим_ .

Собери пословицу: 

а) не, поймаешь, воробей, вылетит, не, слово 

б) брат, и человек, друг, человеку 

Найди слова, в которых 6 букв и 6 звуков:

письмо, караси, зорька, яблоко, кубок, зелень. 

Образуй и запиши новые слова, переставляя буквы:

ложа_____________

тьма ______________

образ ____________

пион ______________ 

Найди ошибку. 

В день солнечный, июльский 
Цветы, цветы вокруг. 
Красив язык мой русский, 
Как этот летний лук. 

Допиши слоги до слов: 

Ли _, _ _вы, сос _, _ты. 

Угадай записанные слова: 
к р н д ш ,  д в ч к ,   р с с к й,  М с к в. 

Вставьте вместо точек слово из трех букв, которое будет окончанием одного и началом второго слова.

Пример: у (…) есо   - у(кол)есо: укол, колесо 


ку (…) ол 

 

со (…) есо

 

кипа (…) унок


карна (…) ьс

 

Составь из слов предложение: 

у, котёнок, есть. Мурки, Пушок. 

Сколько слогов в слове? 
Яма ______ 
Осина _____ 
День______ 

Подчеркни только те слова, которые нельзя разделить для переноса. 
Олень, станция, оса, метро, горка, летняя, сок, шея, река. 

Расставь буква в алфавитном порядке и запиши получившееся слово: 
Щ, о, р, б - _____________

Е, л, о, д - ______________
Н, ы, о, т- ______________

Найди слова, которые спрятаны в словах. 
Мель -
Удочка -
Столб -
Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все согласные звуки твердые, названия блюд подчеркни: 

Салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка, блины. 

Какая гласная стоит всегда под ударением?
____________________

Отгадай загадки. 
Два братца через дорогу живут, 
А друг друга не видят. 
Ответ:

Длинная шея, красные лапки, 
Щиплет за пятки, беги без оглядки. 
Ответ: 

Льется речка – мы лежим, 
Лед на речке – мы бежим. 
Ответ:

Раскаленная стрела 
Дуб свалила у села. 
Ответ: 

Расставь буква в алфавитном порядке и запиши получившееся слово: 
Щ, о, р, б - _____________

Е, л, о, д - ______________
Н, ы, о, т- ______________

Найди слова, которые спрятаны в словах. 
Мель -
Удочка -
Столб -
Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все согласные звуки твердые, названия блюд подчеркни: 

Салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка, блины. 

Какая гласная стоит всегда под ударением?
____________________

Отгадай загадки. 
Два братца через дорогу живут, 
А друг друга не видят. 
Ответ:

Длинная шея, красные лапки, 
Щиплет за пятки, беги без оглядки. 
Ответ: 

Льется речка – мы лежим, 
Лед на речке – мы бежим. 
Ответ:

Раскаленная стрела 
Дуб свалила у села. 
Ответ: 

Какие гласные буквы обозначают два звука?

_________________

Слово, состоящее из семи я? 

________________

Из данных слов составь известную пословицу и запиши её. 

Труд, портит, человек, кормит, лень, а. 
___________________________________________________________

Напиши имя девочки, которой посвящены следующие строки. 

Появилась девочка 
В чашечке цветка. 
А была та девочка 
Чуть больше ноготка. 
В ореховой скорлупке 
Девочка спала, 
Вот какая девочка 
Как она мила.

Ответ:

Анаграммы. В каждом слове поменяй буквы местами и получи новое слово. 

РАКЕТА –

ЛАПОТЬ –

КОЧАН –

КАМЫШ –

ИКРА –

ЖИЛЫ –

 
Грамматическая арифметика. 

КАБАН – АН + ЛУК =

КОРЬ – Ь + ИДОЛ – Л + Р =

КВА + РАК – АК + ТИРА =

КАР + ТО + ФЕЛЬДШЕР – ДШЕР =

Разберитесь в шифре. 

Однажды я шел по джунглям со своим фотоаппаратом. Вдруг к моим ногам упала стрела с запиской. Там было написано следующее: 

Если, беспечный фотограф, ты жаждешь 
Знать, что тебя ожидает в пути, 
Вычеркни буквы, которые дважды 
В этой записке сумеешь найти. 
Записка перед вами. Что в ней написано? 

Т Ю И Г Ю Ф Р Ж Я Д Ы К 
Б Э М З Ч В Я З Л Е Д О П К А 
Ж Э Б О Й Ф М А Й С Ч У Ш Ш П 

Допиши ещё одно слово на эти правила.

1) Москва, Дон, Мария, …………………………………….

2) стрижи, широкий, камыши,…………………………….

3) чайник, чаща, пища,………………………………………..

4) гриб, пруд, глаз,…………………………………………

5) длинный, касса, сумма, ………………………………..

6) перья, шьёт, вьюга,……………………………………

Назови детёнышей животных.

У кошки - котята

у коровы - ________________

у козы - __________________

у змеи - __________________

у собаки - ________________

у рыбы - _________________

Подумай на досуге

Задание № 1

В каждом слове не хватает одной буквы. Чтобы отгадать слово. Необходимо вспомнить, как называются рисунки и с какой буквы они начинаются.

Упражнение № 1

Задание № 2

Составь небольшой рассказ. Вместо некоторых слов у нас рисунки.

 

Упражнение № 2

 

Задание № 3

Отгадай кроссворд, используя рисунки.

Упражнение № 3

Какие слова у тебя получились?

Задание № 4

У Маши на холодильнике были буквы на магнитиках, из которых она собирала слова. Но вот однажды она слишком сильно хлопнула дверцей — и некоторые буквы попадали. Она приделала их обратно. Посмотри на получившиеся у Маши слова и скажи, все ли они правильные?

 Арбус, вада, птица, ёлачка, машина, юпка, трябка, часы,  радуга.

Задание № 4

Любознательной Даше помоги подобрать к данной пословице похожее по смыслу выражение. 

Один в поле не воин -

 а) Чистое золото ценится дорого.

 б) Трудно и дереву одинокому расти. 

в) Два сапога - пара. 

г) О книге не судят по переплёту. 

д) Не делай из мухи слона.  

 

Задание № 5

Определи, сколько предложений  должно быть  в тексте?

На реке Коля удил рыбу рядом с ним был кот Васька кот таскал рыбу из ведра ай да хитрец.  

Задание № 6

На лесной опушке встретились ёж и лиса:

- Ты скажи мне, милый ёж,

Чем ежиный мех хорош?

- Тем он, лисонька, хорош,

Что зубами не возьмёшь! 

Сколько раз в этом диалоге встречается звук [ш]? 

Задание № 7

Незнайке нравится игра «Составь пару», но не всегда у него получается. Ребята, соедините с помощью стрелочек предложения с совпадающими по значению словами и выражениями. 

1. Глаза на лоб лезут                               1. Очень быстро

2. Глаза слипаются                                   2. Очень темно 

3. Хоть глаз выколи                                 3. Сильно удивляться

4. В мгновение ока                                   4. Быстро

5. Не успел глазом моргнуть                   5. Сильно хочется спать 

Задание № 8

Матроскин и Шарик увлеклись чтением интересных стихотворений. Но чтобы прочитать, нужна смекалка, потому что «потерялись» маленькие слова. Помоги им «найти» их. 

 Я утра лесу гуляю (с, в)

 росы я весь промок (от, до)

зато теперь знаю  (но, я)

берёзку мох (и, и)

Задание № 9

Если хочешь умным стать, развивай внимание. Чтобы получилась строка из известного вам стихотворения, внимательно запишите вторую букву каждого слова. 

Умение, сор, крыша, домик, узор, лист, усы, нос, клад, иней, сцена, дети, удав, село, юнга, вьюга, очки, куртка, одежда, пень, ослик, ангел, лыжи, Айболит.  



Занимательные задания по математике 

для  1-2 класса


1.У трёх братьев по две сестры. Сколько всего детей в семье?

2. Маша в лесу нашла 6 грибов. А Саша столько же и ещё половину от найденных Машей. Сколько грибов нашел Саша? 

3. На дереве сидели 3 птички. К ним прилетели ещё 2 птички. Кот подкрался и схватил 1 птичку. Сколько птичек осталось на ветке?

4. Серёжа выше Саши, Олег ниже Саши, а Миша выше Серёжи. Кто из мальчиков самый высокий? 

5. На одном проводе сидело 7 ласточек, на втором 3 ласточки. С первого провода на второй перелетело3 ласточки. Сколько всего ласточек на двух проводах теперь? 
6. Мама купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила мама? 
7. Карлсон пригласил в гости Малыша, Боссе, Бетан и фрекен Бок. Но у него было только 4 плюшки. Он предложил поделить их так: "Вы все возьмите себе по целой плюшке, а мне дайте каждый по половинке”. Сколько плюшек получил в результате Карлсон? 

8. Какие числа подходят на место пунктира? 
7 + ..... < 10 

9. Расставь между числами 8, 4, 3 и 5 знаки действий так, чтобы в результате этого выражения получилось 2. 

10. У Валеры есть попугайчики и хомячки. У всех 5 голов и 16 ног. Сколько у Валеры попугайчиков и сколько хомячков ? 
11. Девочки Катя, Галя и Оля спрятали медвежонка, зайчика и слоника. Катя не прятала зайчика, Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. Кто какую игрушку спрятал? 
12. Алёша на дорогу в школу тратит 5 минут. Сколько минут он потратит, если пойдёт вдвоём с сестрой? 
13. В трех тарелках лежит 9 пряников. Во II на 2 меньше, чем в первой, в III на 1 меньше, чем в первой. Сколько пряников лежит в каждой тарелке? 
14. Запиши числа от большего к меньшему. 
3 6 1 9 5 10

15.Найди закономерность и более легкий способ вычисления: 

1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 = 
16. На двух полках 20 книг. На верхней полке на 6 книг больше, чем на нижней. Сколько книг на каждой полке? Найди правильный ответ. 

10 и 16       7 и 13         20 и 6 

17. Сумма трёх чётных чисел равна 12. Напиши эти числа, если известно, что слагаемые не равны между собой. 

18. Сколько концов у 4 палок?

19. В пакет можно положить 2 килограмма продуктов. Сколько пакетов должно быть у мамы, если она хочет купить 4 килограмма картошки и дыню массой 1 килограмм? 

Зеркальный шифр

 

http://108.kh.ua/images/stories/przer.jpg

Подставь зеркало и прочти.

1.

https://shtrih-kot.com/content/articles/scenarij-kvesta-dlya-detej-doma/5.png

2.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/53/65815/hello_html_6bd14651.jpg

3.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/53/65815/hello_html_6bd14651.jpg

Шифр Цезаря (замена со сдвигом)

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c15191105d8b1dc60e41bbaa16b158fb&n=13

Расшифруй.

ФНСУС   ОИХС –

Зашифруй слово  УТРО -

 

Шифр Мирабо

 

http://900igr.net/up/datas/178964/036.jpg

1.1   - А

1.2   - Б

1.3   - В

2.1   - Ё

Расшифруй.

2.3, 1.1, 3.2, 3.6, 2.4 -

Зашифруй слово ДЕНЬ

 

ГОЛОВОЛОМКИ СО СПИЧКАМИ

https://spichca.ru/wp-content/uploads/2013/03/%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D1%8B-%D0%B8%D0%B7-%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%BA.jpg

 

https://pp.userapi.com/c849328/v849328975/dded/nLWm8v28WKg.jpg

https://www.deafworld.ru/forum/applications/core/interface/imageproxy/imageproxy.php?img=http://j-p-g.net/if/2017/12/07/0089174001512635701.jpg&key=172e7279c695ac8c0969abffedfe165353fb20a9c0b6ab718c47125d72c1df56

 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0440/0005a98f-004fe6b4/img3.jpg

 

Подумай на досуге

1.Какой вес?

У продавца были гири: 
1 кг, 2 кг и 4 кг и чашечные весы. 
Какой вес он может взвесить с помощью этих гирь, если гири он кладет только на одну чашку весов? 

2.Запиши равенство, в котором сумма каждой стороны равна 6. 
3.Коля задумал число
и прибавил к нему 3. Сумма получилась на 2 меньше, чем 10. Какое число было задумано? 
4. Продолжи ряд чисел: 

11, 13, ... ,... ,... ,... 

..., ..., ..., ..., 12, 9. 

5. Реши задачу.

На столе стояло 4 стакана с соком. Сережа выпил 3 стакана сока и стаканы поставил обратно на стол. Сколько стаканов на столе? 


6. Задача на внимание.
Стоит в поле дуб, а на дубе 8 веток. На каждой ветке по 2 крупные сладкие сливы. Сколько слив ты сможешь собрать?

7. Сосчитай.

Бревно распилили на 3 части. Сколько распилов сделали?

8. Помоги друзьям.

Четыре друга подели между собой поровну 7 пакетов фруктовых соков емкостью 1л, 2л, 3л, 4л, 5л, 6л, 7л. Как они это сделали? 

Первому- 
Второму- 
Третьему- 
Четвертому- 


9. Выбери лишнюю величину. Подчеркни её. 
6 м, 3 см, 14 мм, 6 кг, 75 дм, 3 км. 


10. Что надо написать дальше? 

1 2 2 3 3 3 4444 __________________

11.Подумай. 
Вася переломил плитку шоколада, потом переломил одну из получившихся частей. На сколько частей переломил Вася плитку шоколада? 


12. Найди закономерность и продолжи ряд. 
415, 425, 435, ….. 


13. Подумай.

Во дворе играли 5 мальчиков и 4 девочки. Для игры нужно было встать в пары. Сколько мальчиков и девочек включились в игру?